Материал подготовила: педагог-психолог,
МБУДО «ДЮЦ» г. Челябинска
Одинцова О.Д.
Агрессивное поведение – одна из наиболее актуальных социальных проблем, в современном обществе не снижается рост насильственной преступности, особенно среди подростков.
Агрессивность – это качество личности, выражающееся в действиях и поступках, ориентированных на причинение вреда окружающим или самому себе. Проявляется враждебностью, нанесением физических травм, произнесением оскорблений. Агрессивные люди раздражительны, обидчивы, часто переживают гнев, злость, ярость. Диагностика выполняется клиническими методами, при помощи психодиагностических личностных опросников, проективных тестов. Для снижения агрессивности применяется психоанализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, аутотренинг, медикаментозная коррекция.
Учеными выделено несколько групп факторов агрессивного поведения человека, в частности, биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности, специфика воспитания, влияние субкультуры, роль средств массовой коммуникации и т.д. Одну из групп таких факторов составляют ситуативные детерминанты – конкретные социальные ситуации, возникающие в процессе межличностного (межгруппового) общения. Эти факторы провоцируют афессивное* поведение даже у неафессивных по характеру людей.
*Афессия – пассивная агрессия, такая модель поведения, при которой человек показывает злость косвенно – например, громко хлопнув дверью, с помощью завуалированных оскорблений или намеренного пренебрежения. Подавленный гнев может маскироваться под сарказм и напускное равнодушие, а может выражаться только в интонации и тоне голоса агрессора.
Люди прибегают к этой модели поведения, стремясь одновременно и выразить свой гнев, и избежать конфликта.
Результаты ряда исследований определили круг ситуаций, которые прямо или косвенно могут вызвать афессивное поведение большинства людей, среди них:
– физическая или словесная (вербальная) афессия других лиц (особенно, если она воспринимается как намеренная);
– ситуация невозможности реализовать свои актуальные потребности;
– условия жесткой конкуренции между взаимодействующими сторонами;
– присутствие лиц, провоцирующих конфликт и т.п. [1].
В основе этих ситуаций лежит межличностный (межгрупповой) конфликт – провокация, которая часто заканчивается вербальными или физическими выпадами.
Следует отметить, что психологические особенности подростков способствуют появлению конфликтных ситуаций практически на всех уровнях социальных связей: в семье (вследствие реакции эмансипации), школе/училище (по аналогичной причине), с ровесниками (из-за эмоциональной неустойчивости, импульсивности поведения). Ряд социально-психологических экспериментов подтверждает большое влияние разного рода провокаций на степень афессивности [2, с. 136-138]. Большинство людей в межличностных отношениях использует принцип «око за око, зуб за зуб», отвечая афессией на афессию.
Важный фактор формирования у ребенка нормального поведения является семейное воспитание, которое играет важную роль в формировании у детей навыков управления своим поведением и эмоциями, а также уважения и терпимости к окружающим людям. Эти навыки и ценности могут помочь предотвратить агрессивное поведение в старшей школе и в будущем.
Отношения внутри семьи: отношения между членами семьи могут влиять на формирование агрессивного поведения у детей и подростков.
Постоянные конфликты и напряженность в семье, между родителями могут создать у детей стресс, чувство неуверенности и беспокойства, а также привести к тому, что дети начнут проявлять агрессию, как способ защиты [3].
Конфликты между родителями и ребенком также могут влиять на формирование у них агрессивного поведения. Если ребенок часто сталкивается с конфликтами или насилием в семье, это может привести к травматическим последствиям и повышенной склонности к агрессии.
Кроме того, дети могут повторять поведение, которое они видят в семье, и, если они видят, что конфликты решаются насилием, они могут начать решать свои конфликты таким же образом.
Конфликты между братьями и сестрами в семье, когда дети могут начать воспринимать семейную среду как конкурентную, и бороться за внимание и ресурсы со своими братьями и сестрами, может приводить к агрессивным действиям. Если родители не научат детей разрешать конфликты мирным путем, дети могут использовать физическую или вербальную агрессию, чтобы решить свои проблемы со своими братьями и сестрами. Поэтому важно учить детей уважать друг друга, проявлять эмпатию и терпение.
Важно, чтобы родители учили своих детей решать конфликты конструктивно и мирным путем, что может помочь предотвратить их агрессивность [5].
Стиль родительского воспитания: слишком строгое или слишком позволительное воспитание детей может приводить к повышенному уровню их агрессивности [4].
Слишком строгое воспитание может привести к тому, что дети будут испытывать чувство неполноценности, неуверенности в себе, стресса и подавленности. Эти эмоции могут привести к агрессивному поведению и конфликтам с окружающими. Это может происходить, когда родители используют жесткое наказание или физическое насилие, чтобы контролировать поведение своих детей. В таких случаях у детей может развиваться чувство беспомощности, что в конечном итоге может привести к агрессивному поведению в школе или дома. Вместе с тем, слишком строгое воспитание может привести к недостатку эмпатии и понимания со стороны родителей, что также может повлиять на развитие агрессивности у детей.
С другой стороны, слишком позволительное воспитание, когда родители не ограничивают ребенка в его поступках и поведении, также может привести к агрессивному поведению, так как ребенок может не знать, где находится граница между дозволенным и запрещенным. Если родители не наказывают ребенка за неправильное поведение, не устанавливают границы и не обучают навыкам регулирования эмоций и разрешения конфликтов, то это может привести к повышенной агрессивности у ребенка. В таких случаях дети могут начать проявлять агрессию, чтобы получить желаемый результат или чтобы показать свою власть и контроль.
Оптимальным стилем воспитания считается демократический стиль, когда родители устанавливают правила и границы, но также учитывают мнение и потребности ребенка, обсуждают с ним проблемы и находят компромиссы. Такой подход помогает детям развивать чувство ответственности, уверенности в себе, уважения к другим и к себе, а также способность к сотрудничеству и решению конфликтов без насилия.
В этом стиле родители устанавливают четкие правила и ожидания, но также учитывают мнение и чувства своих детей. Родители, использующие этот стиль, помогают своим детям развивать навыки самостоятельности, принятия решений и решения конфликтов. Этот стиль воспитания может помочь уменьшить уровень агрессивности учеников и способствовать их эмоциональному и социальному развитию.
Однако каждый ребенок уникален, и не всегда один и тот же стиль воспитания подходит для всех детей. Оптимальный стиль воспитания может быть различным для каждой семьи и каждого ребенка. Однако, считается, что авторитативный стиль воспитания является наиболее эффективным и способствует формированию у детей необходимых навыков и качеств [4].
Авторитативный стиль воспитания характеризуется сбалансированным подходом к воспитанию, включающим в себя и строгость, и теплоту, и поддержку, и уважение к личности ребенка. Родители, использующие этот стиль, устанавливают четкие правила и границы, но также учитывают мнение и потребности ребенка. Они выражают свои ожидания относительно поведения ребенка, но также обеспечивают ему поддержку и поощрение, когда он достигает целей [4].
Важно также, чтобы родители умели проявлять эмпатию к своему ребенку и понимать его эмоциональное состояние. Это поможет ребенку развивать эмоциональный интеллект и управлять своими эмоциями. Например, родитель может выражать свое несогласие с поведением ребенка, которое не соответствует правилам семьи, но при этом выслушать мнение ребенка и объяснить, почему такое поведение неприемлемо. Родитель также может поощрять ребенка, когда тот соблюдает правила и проявляет уважение к окружающим. Все это поможет ребенку развивать навыки саморегуляции и эмпатии, а также повышать уровень самооценки и уверенности в себе.
Таким образом, взрослым следует находить баланс в воспитании и учить детей уважительному и толерантному поведению, при этом сохраняя правильные границы и наказания за нарушения. Такой подход может способствовать развитию позитивных качеств у детей и подростков, снижая уровень их агрессивности.
Список литературы:
1. См. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001; Бэрон Р., Ричардсон Д. Афессия. СПб., 1997; Гришина, Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000; Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997; Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000; Немироеский Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи // Социол. исслед. 1992. № 3; Особенности афессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики: методические рекомендации // Под ред. Н.В. Аликиной. К., 1991; Шипунова, Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социол. исслед. 2002. № 5; Башкатов, И.Л. Притеснение: обидчики и обиженные // Социол. исслед. 2002. № 12.
2. См. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997
3. Дроздов, А. Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации. – 2003.
2. Беляева Н.И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка // IN SITU. - 2016. - № 4. - С. 95-99.
4. Семейные кризисы. Правила компромиссов / И.Н. Петров - М.: Феникс, 2008. - 192 с.