Одной из важнейших задач учреждения дополнительного образования является развитие творческих способностей детей, создание для каждого обучающегося ситуации успеха и поддержка стремления к самореализации в самом доступном и востребованном виде творчества – художественном. Посредством занятий вокальным, хореографическим, театральным, изобразительным и декоративно-прикладным творчеством дети с самых юных лет приобретают опыт познавательной, репродуктивной, творческой деятельности, а также опыт эмоционально-ценностных отношений, способствующий формированию общей культуры, обучающихся, их самоопределению и успешной социализации.
В МБУДО «ДЮЦ» реализуется 32 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности, из них:
-11 программ изобразительного и декоративно-прикладного творчества;
- 6 программ театрального творчества и художественного слова;
- 9 программ, направленных на музыкальное и вокальное образование;
- 6 программ хореографического творчества.
Из всех программ этой направленности, 5 – являются авторскими («Вокально-эстетическое развитие детей как фактор успешной социализации», «Современная хореография. Увлекательный мир танца», «Детский театральный коллектив», «Волшебный мир искусства», «Аккордеон»), 27 – модифицированных и адаптированных.
По уровню освоения содержания образования – 86 процентов от общего количества программ художественной направленности составляют образовательные программы общеразвивающего уровня и 14 процентов – программы углубленного уровня.
Сроки реализации программ художественной направленности от 1 до 9 лет, наибольшее количество программ реализуются в течение трех лет, программы по хореографии, вокалу и театральному искусству, как правило, имеют многолетний срок реализации.
Целью дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности является прежде всего выявление и развитие способностей детей, развитие их эстетического вкуса, знакомство с разнообразными стилями и жанрами искусства, формирование и развитие предметных и метапредметных компетенций (ценностно-смысловых, мировоззренческих, коммуникативных, информационных и компетенций личностного развития).
Содержание образовательных программ данной направленности представляет собой интегрированный комплексный ресурс практикоориентированной, культуросообразной и разнообразной творческой деятельности с обязательным воспитательным вектором, направленным на гуманистические ценности. При этом содержание дополнительных общеобразовательных программ создает возможность для дифференцированного и вариативного образования, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен. 5 дополнительных общеобразовательных программ («Вокально-эстетическое развитие детей как фактор успешной социализации», «Волшебный мир искусства», «Семицветик», «Изумрудный город», «Марья-искусница») имеют вариативную часть для детей с особыми потребностями (с ограниченными возможностями здоровья и/или одаренных детей).
Практически любая образовательная программа при некоторой необходимой корректировке в части целеполагания и содержания может стать программой внеурочной деятельности. Сегодня разработаны учебные модули для работы с группами по внеурочной деятельности к 6 образовательным программам.
Авторские программы углубленного уровня освоения содержания направлены на содействие ребенку в осмыслении своей индивидуальности, формирование ключевых компетенций через познание и приобщение к культурным ценностям и культурологическим смыслам нашего народа и народов мира. В основе содержания программ: воспитание у детей уважения к народной культуре и стремления к ее познанию и сохранению через изучение древних и современных традиций различных ремесел, формирование потребности в творческом и познавательном отношении к культуре, в содержательном и полезном досуге; развитие навыков самостоятельного поиска, анализа, отбора и применения культурологической информации с помощью современных средств информации и информационных технологий; создание условий для развития художественного вкуса детей, возможности для создания детьми уникальных, самобытных вещей; воспитание умения работать в коллективе. В программах разработаны вариативные части, предполагающие сомоопределение и подготовку детей, способствующие поступлению в профессиональные учебные заведения.