По волнам творчества к успеху!

В профильном отряде с дневным пребыванием детей Клуба «МРИЯ» с 1 по 27 июня 2024 г. была реализована программа «Живи, твори, мечтай!».

26 воспитанников объединений Детско-юношеского центра, в возрасте от 8 до 13 лет, приняли участие в летней смене. Лагерь объединил ребят из разных школ Ленинского района г. Челябинска.

Содержание программы «Живи, твори, мечтай!» направлено на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга обучающихся в период летних каникул. Программа имеет социально-гуманитарную и туристско-краеведческую направленности.

Социально-гуманитарная направленность программы дает возможность детям познакомиться с различными социально-досуговыми и культурными центрами г. Челябинска, попробовать самим разработать и реализовать социальные проекты, стать инициаторами социально-значимых мероприятий и развить творческие способности.

Туристско-краеведческая направленность предполагает знакомство с основами туристской деятельности, развитие физических способностей детей и расширение кругозора в области изучения родного края.

Общая тематика лагеря объединяет обе направленности деятельности в познании самих себя (своих жизненных, личностных и профессиональных интересов), в творческом подходе к реализуемому делу и постановке целей и задач на ближайшее будущее.

Программа деятельности лагеря с дневным пребыванием детей «Живи, твори, мечтай!» включает образовательный, воспитательный и развлекательный компоненты и предполагает использование активных, нестандартных форм работы через игровую и проектную деятельность, включающую не только обучение, но и передачу имеющихся знаний обучающихся другим ребятам. Данная программа даёт возможность обучающимся обрести навыки самоопределения, раскрыться, реализовать свои индивидуальные творческие, физические, коммуникативные возможности и потребности. Программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение одной летней смены.

Цель программы: развитие способности к самоопределению через приобщение к туристской и социально-гуманитарной деятельности.

Задачи программы:

1. Расширить знания о понятии «самоопределение»: личностное, жизненное и профессиональное;

2. Мотивировать на познание, расширение кругозора, исследовательскую деятельность в области природного и культурного наследия Челябинской области;

3. Развивать навыки организации туристской деятельности;

4. Развивать навыки организации социокультурной деятельности;

5. Формировать экологичное отношение к себе, своему здоровью и окружающему миру;

6. Воспитывать ответственность за свои поступки и действия.

Реализация программы осуществлялась с 1 по 27 июня 2024 года и состояла из нескольких этапов (подготовительно-организационный этап, основной этап, заключительный этап).

Отряды формировались с учетом пожеланий детей и родителей (выбор педагога-воспитателя, плана мероприятий конкретного отряда и т.д.).

На подготовительно-организационном этапе программы были организованы прием детей в отряды, знакомство друг с другом, распорядком дня, законами лагеря. Проводилось вводное инструктирование (правила дорожного движения, пожарной безопасности, личной безопасности, охраны труда).

Торжественное открытие смены «Живи, твори, мечтай!»: творческие презентации отрядов, принятие законов лагеря. Дети готовили презентацию отрядов, отрядных уголков, газет. Отряды придумывали себе названия, выбирали командиров отряда.

На данном этапе выстраивались коммуникативные отношения внутри отряда. Тематические игры и беседы проводились с целью знакомства, объединения участников лагеря, мотивации на благотворное сотрудничество в течение смены.

Основной этап. Общие мероприятия основного этапа смены носили познавательный, игровой, интерактивный характер. Ими стали:

1. Урок «САМоОПреДЕЛения 1»: с помощью проективных методик дети учились определять свое эмоциональное состояние, уровень самооценки и принимать оценку себя со стороны окружающих.

2. Подвижная игра на воздухе «Город за городом»: соединила в себе правила нескольких командных игр: лапты и бейсбола.

3. Просмотр фильма с обсуждением: для просмотра были представлены три видеоролика на тему России, семьи и здорового образа жизни; после каждого просмотра детям предлагалось высказаться о смыслах увиденного, воспитатели помогали детям начать высказываться с помощью наводящих вопросов.

4. Познавательно-игровая программа «Семейные ценности»: направлена на закрепление в сознании детей ценностей семейных отношений, поддержки этих ценностей Российским государством, принципах построения и отличительных особенностей каждой семьи. Дети смотрели мультфильм о Петре и Февронии Муромских, участвовали в эстафетах и разгадывали загадки.

5. Подвижная игра на воздухе «Миграция»: игра на основе исторического экскурса о целях передвижения древних кочевых народов с выполнением определенных заданий на каждом остановочном пункте: ответить на вопросы, установить «жилище», пройти по кочкам через «болото» и т.д.

6. Урок «САМоОПреДЕЛения 2»: определение профессиональной направленности личности с помощью методики Е.А. Климова, уровня конфликтности с помощью проективной методики «Пальцы рук» и разыгрывание  сценки «Приём на работу».

7. Закрытие смены. Подведение итогов. Выставка творческих работ (итоги творческих мастерских). Проведение фестиваля талантов: инсценировки песен отрядов, личные выступления участников лагеря.  

Ключевым направлением лагеря является работа мастерских:

1. Мастерская «Цирковое искусство».

2. Мастерская «Волшебная глина».

3. Мастерская «Декор: все из ничего».

4. Мастерская «Гитара».

5. Мастерская «Знай свой край».

6. Мастерская «Свеча из вощины».

7. Мастерская «Лагерный флешмоб».

8. Мастерская «Я-наставник».

9. Мастерская «Настольные игры».

В мастерской «Цирковое искусство» воспитанники узнали о разновидностях цирковых жанров, особенностях актерского мастерства, освоили основные правила жонглирования, работали над инсценировкой песни для концертного выступления на закрытии смены лагеря «Живи, твори, мечтай».

В мастерской «Волшебная глина» ребята познакомились с историей производства керамики, её особенностями, овладели элементарными способами изготовления глиняной посуды, украсили её тесненными орнаментами и раскрасили акриловыми красками.

В мастерской «Декор: все из ничего» воспитанники ознакомились с методами изготовления подделок из подручных материалов: бумаги, дерева, нити, гвоздей, пластилина и т.д.; приняли участие в подготовке и оформлении итоговой выставки.

В мастерской «Гитара» ребята узнали историю возникновения гитары как музыкального инструмента, об особенностях детской бардовской песни, приняли участие в организации и проведении «Орлятского круга».

В мастерской «Знай свой край» воспитанники познакомились с особенностями Уральского региона; отгадывали кроссворды и ребусы на тему природы Урала и быта народов, населяющих эту территорию.

В мастерской «Свеча из вощины» ребята познакомились с методами изготовления свечей, сами изготовили свечу и украсили её декоративными элементами для придания подарочной формы.

В мастерской настольных игр ребята получили представление о профессиях: археолога – в игре «От края до края», и навыки брокерского дела в игре «Делаем ставки».

В мастерской знаний «Лагерный флешмоб» ребята разучивали общий лагерный танец на уличной площадке, который был снят на видео и включён в фильм о лагере.

Стоит отметить, что занятия в мастерских проводили воспитатели лагеря – педагоги дополнительного образования по основной сфере деятельности, а также приглашенные мастера – в рамках развития социального партнерства с другими организациями.

В качестве вожатых в лагерь привлекались старшие обучающиеся МБУДО «ДЮЦ» (проект «Ровесник ровеснику»). Ребята не только сами учатся и развиваются, но и организуют, проводят различные тематические программы в отрядах лагеря. Так вожатыми лагеря были проведены мастер-классы по оригами, ИЗО, изготовлению китайского веера, рисование пластилином и др.

Ежедневно происходило обсуждение работы, анализ деятельности педагогов и корректировка планов (при необходимости), а также подготовка фото- и видеоматериалов. В конце дня лагерь собирался на общую линейку-пятиминутку, чтобы подвести итоги дня и дать возможность высказаться всем желающим. Для наглядности эмоциональности высказываний использовался знак: декоративная ладошка красного (для высказывания проблемы, несогласия) или зеленого (для высказывания благодарности, предложения) цвета.

Каждую неделю в отрядах проводилась рефлексия. Свое мнение о событиях недели ребята могли выразить в письменном (на ватмане с помощью стикеров, флажков, смайликов) и устном виде на отрядном обсуждении.

Вожатые оценивали свой вклад, говорили пожелания своему отряду и другим отрядам.

Заключительный этап. Заключительный этап реализации программы включал в себя работу по закреплению дружеских связей между ребятами, разучивание песен заключительного периода, обмен мнениями детей и педагогов о ярких событиях смены.

На закрытии смены проводили фестиваль талантов, организовали выставку творческих работ, посмотрели фильм о лагере, провели церемонию награждения.

Каждый ребёнок получил грамоту за личные отличительные качества, проявленные в городском лагере СП «Мрия», и памятные подарки.

Кроме того, по результатам проведенного рейтинга среди детей за 1 место был награжден «самый активный, доброжелательный и справедливый» ребенок.

Показателями эффективности реализации программы «Живи, твори, мечтай!» стали:

  1. Сформированность представлений обучающихся о понятии «самоопределение»: личностное, жизненное и профессиональное;
  2. Развитость кругозора в области природного и культурного наследия Челябинской области;
  3. Развитость навыков организации туристкой и социо-культурной деятельности;
  4. Сформированность экологичного отношения к себе, своему здоровью и окружающему миру;
  5. Проявление ответственности за свои поступки и действия;
  6. Удовлетворенность ребенка и родителей от пребывания в лагере.

Методами оценки качества реализуемой программы были: наблюдение, беседа, опрос детей, рефлексивные плакаты. От родителей получены положительные отзывы о работе летнего лагеря.

Поставленные цели и задачи были выполнены в результате слаженной работы педагогов и детей. Произошло обогащение практического опыта педагогов в условиях работы во временном детском коллективе. Вся деятельность в лагере была организована в соответствии с планом работы на каждый день. Работа вожатых в отрядах показала эффективность выстроенной системы наставничества в МБУДО «ДЮЦ».

Для более эффективной деятельности была выстроена система взаимодействия с такими организациями как:

1. Комитет по делам образования города Челябинска.

2. МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска», филиал 3.

3. Батутный центр «Гудзон»

4. КСК «Рифей»

5. Веревочный парк «Лесной экстрим».

6. Центр Исторического наследия ЮУЖД.

7. АНО «ДИМСИ».

8. МБУДО «СЮТУР г. Челябинска».

9. Экоферма «Семейное подворье».

10. Челябинский зоопарк.

11. Кинотеатр «Алмаз».

12. МАУДО «ДПШ им. Н.К.Крупской»

13. МАУК «Скарабей»

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом